Женщина — в зоне риска
Часто говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить ее. А если речь идет о раке молочной железы, существуют ли в таком случае эффективные механизмы профилактики?
Обо всем, что вызывает злокачественные опухоли в груди, сегодня говорим с онкологом, хирургом, заведующим Центром современной маммологии LISOD Андреем Жигулиным.
— Что сделать, чтобы не заболеть раком молочной железы?
— Я не уверен, знает ли кто-то ответ на этот вопрос. На самом деле, когда к нам приходят пациентки, мы часто слышим: «Почему это случилось со мной? Я вела здоровый образ жизни, у меня в семье никто не болел — и вдруг рак! Чем я заслужила такое наказание?» Прежде всего, давайте разберемся, что такое рак. Это болезнь, возникающая из определенного типа дефектных клеток. Откуда она берется? Это процесс вероятностный. Тело человека состоит из клеток, они делятся, при этом в части из них могут возникать определенные дефекты. Организм должен находить такие поврежденные клетки и бороться с ними. Однако этот механизм не всегда срабатывает.
Чем это опасно? Когда под влиянием каких-то факторов изменяется программа, клетка превращается в раковую и начинает постоянно делиться, порождая себе подобных. Их становится все больше, и, как враждебная сила, они постепенно захватывают организм. Мы не можем предотвратить их возникновение, однако знаем механизмы, влияющие на увеличение количества дефектных клеток.
Факторы риска можно разделить на три части. Первая группа — это факторы, на которые мы не можем влиять: возраст, пол, генетика. Быть женщиной и становиться старше — уже риск. Если есть семейный анамнез, то есть в семье у кого-то был рак молочной железы или другие онкологические заболевания, это теоретически может повышать вероятность развития болезни, но оценить риски может только профессионал. Возможно, такой женщине будут рекомендованы дополнительные обследования.
Вторая группа факторов риска — самая важная — те факторы, на которые мы можем влиять. Это лишний вес, недостаточная физическая активность. Объясню. Большинство опухолей, образующихся в молочной железе, — гормонозависимые. Есть три основных механизма образования гормонов, которые могут стимулировать развитие рака молочной железы. Первый — это активность яичников, производящих эстрогены и прогестерон. Если у девушки рано начинаются менструации (до 12 лет), возникает высокий уровень эстрогенов — это фактор риска. В такой ситуации она должна наблюдаться у гинеколога и, при необходимости, проводится соответствующая коррекция. Второй механизм образования эстрогенов — с помощью надпочечников и жировой ткани. У каждого человека в надпочечниках образуются мужские половые гормоны (андрогены), а в жировой ткани они превращаются в эстрогены с помощью фермента ароматазы. Соответственно, чем больше жировой ткани, тем больше в ней ароматазы, которая превращает андрогены в эстрогены. Третий механизм — это внешние гормоны. По тем или иным причинам женщины могут принимать гормональные препараты — с целью коррекции гормонального статуса или для предотвращения беременности — это тоже фактор риска.
Еще один очень важный фактор риска, на который можно влиять, — токсичные вещества, нарушающие механизмы функционирования клеток. Внешние канцерогены — курение, алкоголь, хроническая интоксикация через среду, в которой женщина постоянно находится. Это фактор, который увеличивает количество дефектных клеток.
Очень интересным фактором риска является нарушение режима сна и отдыха. Как выяснилось, у нас в теле вырабатывается гормон мелатонин — очень мощный регулятор деятельности мозга, влияющий на антиканцерогенную активность. Этот гормон вырабатывается только тогда, когда мы спим, к тому же — в темноте. Если человек спит при свете, мелатонина вырабатывается недостаточно. Соответственно, когда женщина должна работать ночью, а днем спать, для нее это статистически доказанный фактор риска развития рака молочной железы.
Третья группа факторов риска — так называемые репродуктивные факторы. Если женщина не беременеет и не рожает детей в возрасте до 30 лет или если она не кормит грудью — это тоже статистически достоверный фактор риска.
Таким образом, есть разные причины, по которым возникает болезнь. И хотя одни не зависят от женщины, на другие можно повлиять и таким образом уменьшить риск. Кстати, были проведены интересные исследования, которые показали, что у пациенток с гормонозависимым раком молочной железы физическая активность по определенной лечебной программе почти на 30% уменьшила вероятность рецидива. То есть все в наших руках — мы можем изменить жизнь, себя и так откорректировать прогноз и риски развития болезни. И хотя изменения — это всегда нелегко, но порой они необходимы.
— Оправдана ли профилактическая мастэктомия?
— Вы знаете, в течение последних нескольких лет мы понимаем, что это очень актуальная тема. И чтобы разобраться, нужно четко представлять, что такое профилактическая мастэктомия. Это удаление молочной железы у женщины, у которой нет онкологического заболевания, но в то же время высокая вероятность заболеть раком молочной железы. Такое оперативное вмешательство резко снижает риск заболевания. Но на самом деле профилактическая мастэктомия работает только у женщин, у которых есть генетическая предрасположенность — при наличии мутации в генах BRCA1, BRCA2 и некоторых других. Существуют мутации во многих генах, которые также повышают риск развития рака молочной железы или других локализаций, но клинически значимых статистических данных, подтверждающих эффективность выполнения мастэктомий у пациенток с такими мутациями пока нет, поскольку это достаточно редкие ситуации и недостаточно данных, чтобы можно было говорить об эффективности подобных вмешательств.
То есть необходимо четко запомнить, что профилактическая мастэктомия — это удаление молочных желез у пациенток с подтвержденными генетическими проблемами. В то же время удалять молочную железу у пациенток с доброкачественными изменениями в молочной железе (поликистоз, мастодиния, фиброаденомы) — как правило, не рационально.
Кстати, часто к нам приходят женщины с таким вопросом: «У меня несколько лет назад появилась фиброаденома (киста), врачи только наблюдают, а у меня болят молочные железы перед менструацией, поэтому я хочу избавиться от груди, так как страшно, что все это может перерасти в рак». И когда это говорит женщина, которой до 30 лет или чуть за 30, это вызывает определенное, мягко говоря, недоумение у хирурга. Я всегда спрашиваю, представляет ли себе пациентка, что такое мастэктомия, пусть даже с реконструкцией, и что это значит для ее дальнейшей жизни? Именно здесь я хочу объяснить: операция по увеличению молочных желез имплантами, на которую ориентируются женщины, думая о мастэктомии с реконструкцией, — это совсем другая хирургия. Она радикально не нарушает анатомию молочной железы. Имплант устанавливается в щель между железой и грудной стенкой, при этом ничего не удаляется. Мастэктомия (даже если она выполнена по лучшим техническим стандартам) — это полное удаление молочной железы вместе со всеми сосудами, нервами и т.д., это операция, серьезно травмирующая ткани грудной стенки, вызывающая нечувствительность кожи, приводящая к определенным анатомическим нарушениям. Я даже не говорю о вероятности чисто хирургических осложнений, ведь такие сложные операции имеют не очень большой, но значимый процент осложнений — не только ранних, но и поздних. Изменения, происходящие в тканях на фоне имплантов, могут длиться годами и десятилетиями. Я уверен, что женщина до мастэктомии и после мастэктомии — это две разных женщины, с разными ощущеними и самочувствием. Поэтому проведение профилактической мастэктомии — очень серьезное решение, которое должно быть аргументированным. По моему глубокому убеждению такое вмешательство должно выполняться только тогда, когда его нельзя избежать. Да и в целом в хирургии молочной железы преимущество должно отдаваться органосохраняющим операциям. Знаете, в среде хирургов есть очень точное выражение: лучшая операция — это та, которая не сделана. Так вот, я очень боюсь спекуляций на этой теме. Конечно, есть ситуации, когда мастэктомия действительно нужна: речь идет о распространенном раке молочной железы или мультицентрическом типе болезни, когда железа поражается во многих участках, и мы не можем сохранить ее. Тогда это оправданный риск и оправданная травма.
Еще один аспект этой проблемы. Бывает так, что приходит женщина, у которой в одной молочной железе опухоль. И она просит удалить и другую железу — профилактически, а то вдруг и там возникнет болезнь. Хочу отметить, что в случае выявления опухоли в одной молочной железе, при отсутствии генетической патологии, удаление молочной железы с другой стороны снижает вероятность рецидива примерно на 1%. Всего 1%, при том что это серьезная травматическая операция!
— Какие показания к генетическому обследованию?
— Если речь идет об определении мутации в генах BRCA1, BRCA2, то показания для их выявления такие:
* развитие рака у пациентки в возрасте до 45 лет;
* наличие так называемого трижды негативного рака у пациентки в возрасте до 55 лет;
* рак грудной железы у мужчины (такое тоже бывает!);
* наличие у женщины по крайней мере одной прямой родственницы (мать, сестра, тетя по материнской линии), которая заболела раком молочной железы в возрасте до 40 лет;
* наличие двух близких родственников, заболевших раком молочной железы независимо от возраста;
* наличие родственника или родственников с несколькими онкологическими заболеваниями одновременно (например, рак молочной железы и рак прямой кишки, рак желудка или рак легких).
Но есть и другие мутации, которые могут вызвать рак других локализаций. Поэтому о диагностике или рисках конкретного человека лучше посоветоваться с клиническим онкологом.
— Возникает ли рак от антиперспирантов?
— Нет. Были проведены исследования, по результатам которых было установлено, что нет связи между антиперспирантами и раком молочной железы. Также нет связи между размером груди и вероятностью развития рака. А еще нет связи между моделью бюстгальтера (с косточками или без) или отсутствием такого предмета в гардеробе женщины и раком молочной железы. Это мифы.
— То есть получается, что женщина должна обследоваться, вести здоровый образ жизни — и это все, что она может сделать?
— Нужно понять: сегодня рак молочной железы — это заболевание, которое в абсолютном большинстве случаев излечивается — конечно, если оно выявляется на ранней стадии. Регулярные обследования позволяют диагностировать болезнь тогда, когда опухоль маленькая, когда нет никаких симптомов, а женщина чувствует себя здоровой — именно в это время самые высокие шансы на полное выздоровление после лечения. Такие обследования нужно проходить ежегодно. До 40 лет выполняется УЗИ, после этого — маммография, ежегодно или по крайней мере раз в два года. Это то, что может и должна делать женщина, которая заботится о собственном здоровье.
Бояться болезней — нормально. Плохо, когда страх заставляет не обследоваться, а избегать врачей. В Центре современной маммологии LISOD можно пройти скрининг молочных желез на современном оборудовании — и быстро получить точный результат. Именно так можно убедиться, что со здоровьем все в порядке. Если же будет диагностировано заболевание, то специалисты Центра сделают все возможное наилучшим образом, чтобы пациентка выздоровела и сохранила свою женскую красоту.
Запишитесь на консультацию или обследование:
0-800-500-110 — бесплатно по Украине;
+ 38-044-277-8-277 — ежедневно с 8.00 до 20.00.