Профессор Авраам Кутен: «Облучение — это операция без ножей»

Стремительное развитие науки и появление новых технологий помогает сделать лечение рака более эффективным и ориентированным на каждого пациента. Не является исключением и развитие лучевой терапии, которая становится все более точной и безопасной для здоровых тканей. Об эффективности этого метода лечения, а также о том, сколько пациентов нуждаются в его назначении мы узнали у профессора Авраама Кутена. Это известный ученый, входящий в число лучших онкологов Израиля. Ранее он возглавлял отделения крупных мировых онкологических центров — Рамбам в Израиле, Университет Брауна в США. Сегодня он — руководитель совета консультантов Больницы израильской онкологии LISOD, профессор факультета медицины в Израильском институте технологий, а также руководитель отделения онкологии Итальянского госпиталя в Хайфе (Израиль).

— Лучевая терапия — один из главных методов лечения онкологических заболеваний различной локализации. С чем связана ее эффективность?

— По базовым знаниям, самое лучшее лечение рака — операция, то есть все вырезать, если опухоль размещена локально. Второй вариант — облучение локальной опухоли. То есть облучение — это операция без ножей, мы облучаем и убиваем опухоль. Третье — лечение медикаментами — химиотерапия, гормоны, таргетная терапия, иммунотерапия. Они действуют и на локальное заболевание, и, самое главное, — на метастазы.

Для некоторых локально размещенных опухолей самым лучшим лечением является облучение, потому что позволяет избавить пациентов от определенных побочных эффектов операции. Например, при раке голосовых связок можно вырезать все хирургически или получить подобные результаты, если провести хорошее облучение. При этом вылечивается опухоль и останутся голосовые связки.

При раке груди мы можем сделать мастэктомию (полностью удалить молочную железу) или вырезать только опухоль, сохранив грудь, и дать облучение вместо мастэктомии.

При ректальном раке, если сделать только операцию, то есть вероятность до 50%, что болезнь вернется. А если сделать операцию и облучение, то риск рецидива очень маленький.

То же самое при раке простаты — можно сделать кардинальную простатэктомию или современное облучение без удаления простаты. И есть много подобных примеров.

Также облучение очень хорошо применяется для паллиативных пациентов, чтобы облегчить  жизнь. Например, если метастазы вызывают боли, то для их уменьшения применяют облучение. Например, при болях в позвоночнике. И можно облучать очень много мест, чтобы убрать боль.

Почему лучевая терапия так эффективна? Потому что это фотоны высокой энергии, атакующие ДНК и РНК клеток опухоли, которые более чувствительны к облучению, чем здоровые клетки. И можно получать хороший эффект на опухоль и менее токсичный на здоровые клетки.

Таким образом применение современных техник облучения позволяет не только уничтожить опухоль, но и сохранить здоровые ткани.

— Лучевая терапия успешно применяется уже в течение многих лет. Изменилась ли она в последнее время?

— Лучевая терапия как метод лечения появилась около 120 лет назад — практически сразу после открытия свойств радиации. В начале прошлого века радиотерапию начали применять для лечения онкологических заболеваний в Чикаго (США), Париже (Франция) и других городах и странах мира.

Конечно же, с течением времени лучевая терапия развивалась. К примеру, сейчас используются мощные современные линейные ускорители с очень точным лечением. Благодаря развитию радиологии появились высокоточные технологии диагностики, такие, как ПЭТ-КТ.

Кроме того, благодаря большому количеству биологических данных исследований, у нас появилось больше понимания, как с помощью лучевой терапии лечить разные опухоли — сколько должно быть фракций, какая их доза и т.д..

Оборудование стало очень точным, появилась навигация, автоматические настройки, планирующие системы, стереотаксическое лечение. И в комбинации с лекарственными препаратами — химиотерапий, иммунотерапией, таргетной терапией — все это дает очень особенный подход к лечению.

— Все ли пациенты с онкологическими заболеваниями нуждаются в назначении лучевой терапии?

— В развитых странах, например, в Израиле, США, Германии и других, то есть при хорошем экономическом и техническом уровне лучевую терапию назначают 60% пациентов с онкологическими заболеваниями.

В странах с низким уровнем экономического развития лучевую терапию получат не 60%, а меньше. Потому что нет нового оборудования, а для этого нужны большие инвестиции. Кроме того, и это очень важно, должны быть специалисты, которые знают, что они делают. В Израиле на самом деле есть проблема — у нас нет достаточного количества экспертов. Но это все относительно, и это общая проблема.

Смотрите, в Израиле около 8 миллионов жителей и около 40 линейных ускорителей. Если округлить и считать, что в Украине 40 млн жителей, то с таким подходом у вас должно быть минимум 200 ускорителей. Я не знаю, сколько их в Украине, наверное, меньше. Так вот, если вы установите такое количество ускорителей, то нужны будут профессионалы, которые смогут на них работать.

В среднем за год обычно возникает 4 тыс. новых случаев онкологических заболеваний на 1 млн жителей. То есть в Украине ежегодно добавляется около 160 тыс. заболевших. Это приблизительно. Таким образом, около 80 тыс. человек в Украине нуждаются в лучевой терапии. В Израиле — не менее 15-16 тыс.

Можно посчитать, сколько человек проходят лечение на одном ускорителе. В Израиле 16 тыс. пациентов на 40 ускорителей — это по 400 человек за год. В Германии, Нидерландах, Швейцарии линейных ускорителей еще больше. Таковы пропорции, таковы потребности.

— Пациенты часто боятся лучевой терапии из-за радиации, которая может плохо повлияет на их здоровье. Соответствуют ли эти страхи действительности?

— Существует множество мифов, связанных с лучевой терапией.

Люди боятся радиации из-за Чернобыля. Да, это действительно была катастрофа, истерика, паника. Но здесь гораздо больше мифов, чем самой проблемы. После Чернобыля у людей появились проблемы со щитовидной железой — других проблем не было. Но все это было неправильно, негативно использовано политиками, и люди начали бояться радиации. Человек будет стоять рядом с вами и курить сигареты, а бояться излучения. Это смешно.

Конечно, лучевая терапия может иметь побочные эффекты. Но современный подход минимизирует их. Самое ужасное, когда применяется не лучшее оборудование и не очень грамотные врачи, которые не знают, как использовать оборудование правильно. Например, если меня посадить пилотом в самый современный самолет, где 200 человек на борту, то через 10 минут они все будут мертвы. То же самое будет, если дать линейный ускоритель в неумелые руки — он убьет практически всех пациентов.

Конечно же, могут быть побочные эффекты, но мы можем их минимизировать. Если риск возникновения побочных эффектов слишком высокий, то лечение не проводится. То есть главные условия — оптимальное оборудование и проведение лучевой терапии достойными людьми — врачами, физиками, медсестрами — всеми, кто работает в команде. Обязательно каждого из них нужно обучить, как работать с оборудованием. И тогда, конечно же, риск побочных эффектов минимальный.

— Большое спасибо!

Другие новости