Андрей Ижик: «Меня вдохновляют люди и их желание преодолеть болезнь»

Этот врач — спокойный, уверенный и хорошо мотивированный. Цель, которую он ставит перед собой, довольно амбициозная. Клинический онколог Андрей Ижик стремится помочь каждому человеку, у которого диагностирован рак, выйти победителем из сложной борьбы.

В течение многих лет врач работал бок о бок с нашим ведущим специалистом — израильским клиническим онкологом, лучевым терапевтом Цви Бернштейном. Поэтому получил значительный опыт успешного лечения абсолютно разных онкологических заболеваний.

— О чем для вас профессия онколога? Почему выбрали именно это направление медицины?

— Для меня это история о том, чтобы помочь людям. В первую очередь победить болезнь, понять ее, а также идейно решить проблемы пациентов.

Выбрал онкологию скорее подсознательно, поскольку ориентировался на дисциплины, которые она объединяет. И в конце концов понимаю, что не ошибся.

— По каким принципам современной онкологии работаете с пациентами?

— Основное — принципы доказательной медицины. Именно это помогает наиболее эффективно работать с пациентами и дает наилучший результат.

Эти принципы заключаются в том, что для каждого пациента в соответствии с результатами его обследований и анализов в конкретной ситуации применяют индивидуальный подход с наилучшей доказательной базой о тех или иных методах лечения. Доказательная база формируется на основе многочисленных исследований, в рамках которых пациенты получают то или иное лечение, затем оценивается объективный результат — их выздоровление или продолжительность жизни.

Эти руководства время от времени меняются — обычно ежегодно, но в онкологии и несколько раз в год могут происходить апдейты по лечению тех или иных патологий. Соответственно нужно постоянно отслеживать обновления и действовать в соответствии с последними рекомендациями.

Основные динамично меняющиеся направления — это, например, рак легкого, рак молочной железы и т.д. Пациентов с такими заболеваниями достаточно много, их лечению уделяется большая доля внимания.

— Диагностикой и лечением каких заболеваний занимаетесь?

— Я долгое время работал вместе с доктором Цви Бернштейном, отдельным большим направлением у нас была диагностика и лечение онкологических заболеваний головы и шеи. Это первичные опухоли головного мозга, опухоли слизистых оболочек головы и шеи.

В принципе, это не очень распространенная патология. В Украине даже нет большого специализированного центра, который занимался бы доминантно только этой патологией, как, скажем, Институт урологии в Киеве или Институт медицинской радиологии в Харькове. Поэтому такие пациенты лечатся преимущественно в разных заведениях, часто хаотично. Но лечение у них достаточно серьезное и сложное. В условиях LISOD помощь таким пациентам оказывает команда специалистов. У нас накоплен значительный опыт и есть все необходимое для лечения подобных случаев. Также мы наблюдаем пациентов после проведенного лечения, и сейчас довольно часто приходят на обследование и консультацию люди, окончившие терапию 5-10 лет назад и не имеющие признаков активной болезни. Опыт есть, он значительный и пополняется.

Кроме того, в моей практике много пациентов с раком легкого, молочной железы и другими патологиями.

— Возможно ли, по вашему мнению, вылечить рак?

— Возможно, но для этого важно сочетание многих факторов. Самое главное — это ранняя диагностика, квалифицированный менеджмент, командный подход. А также комплаенс — достижение взаимопонимания между врачом и пациентом, готовность пациента выполнять рекомендации врача. Вместе они занимаются одним делом и их совместные усилия направлены на достижение одной цели. Это важно, ведь не всегда есть простые решения для получения максимального результата. Например, в той же лучевой терапии — иногда путь к выздоровлению заключается в ухудшении качества жизни человека. К примеру, речь идет о сухости слизистых вследствие облучения. Если пациент не готов и не понимает намерений врача, трудно будет добиться какого-либо результата в лечении рака. В любом случае, это командная работа. Поэтому мы объясняем каждый шаг, преимущества и возможные последствия для человека. У LISOD нет патерналистского подхода к пациентам — мы не настаиваем, а рекомендуем те или иные варианты лечения, а окончательное решение — всегда за пациентом на основе всей полученной информации.

К сожалению, в случаях, когда первичный диагноз устанавливается при распространенном процессе болезни, чаще всего речь идет не об излечении, а о продлении жизни.

— Какие методы лечения считаете наиболее эффективными?

— Для каждого вида рака и каждой стадии заболевания есть свои схемы и методы лечения, которые могут быть эффективнее других и дают лучшие результаты. Но лечение в каждом случае должно быть персонализировано, то есть учитывать особенности не только опухоли, но и состояние здоровья пациента. К примеру, если одному пациенту поможет хирургия, то для другого пациента и другой болезни все это может быть совсем не так.

Если охарактеризовать в целом, то наиболее эффективен командный, мультидисциплинарный подход, который позволяет рассматривать все опции и все варианты лечения и выбирать оптимальную тактику ведения пациента с конкретной болезнью в конкретном состоянии.

— Что вдохновляет вас в работе?

— Люди. Их желание справиться с болезнью. И, как и всякий врач, думаю — результаты этого лечения.

Другие новости