«Слушай, чтобы знать!»
Сегодня мы поддержали этот девиз. Ведь чтобы победить диагноз «рак», важно знать врага в лицо.
Чтобы подобрать правильные методы лечения, нужно максимально изучить опухоль, с которой приходится иметь дело. Рак — не лучший повод для экспериментов. Неоднократно доказано, что традиционные методы лечения позволяют достичь лучших результатов, чем альтернативные. Об одном из самых эффективных традиционных методов лечения рака — лучевой терапии — рассказывал в прямом эфире радио «Голос столиці» израильский клинический онколог Цви Бернштейн.
Эфир был насыщен интересной и полезной информацией. Первый вопрос доктору касался того, действительно в Украине можно эффективно лечить рак? Цви Бернштейн ответил, что он работает в Украине десятый год, и за это время есть серьезные подвижки и значительное улучшение в оказании онкологической помощи в Украине. Нельзя утверждать, что в нашей стране невозможно вылечить рак. Потому что уже сейчас есть достаточно широкая сеть как государственных, так и частных онкологических лечебных учреждений. «К нам в LISOD часто обращаются пациенты из других клиник за вторым мнением, мы широко сотрудничаем с украинскими хирургами, урологами и мы видим, что хирургическая помощь — а хирургический вид лечения является одним из основных при онкологических заболеваниях, — находится на очень высоком уровне. Но очень мешает скепсис в отношении к своему, который бывает отчасти гипертрофирован. Мешает неверие в возможности изменений».
Доктор рассказал о том, что лучевая терапия является частью комплексного лечения рака, наравне с хирургией, химиотерапией и биологическими методами лечения. Ее часто называют хирургией без ножа. Это очень важный метод лечения, который назначается примерно 60-70% онкологических больных. За сто лет применения лучевая терапия доказала свою эффективность. «Ионизирующее облучение воздействует на ДНК опухолевой клетки, вызывая дефекты в нем. За счет биологических особенностей опухолевые клетки не могут исправить эти повреждения. В то время как здоровые клетки, также получая это поражение, могут восстанавливаться, — отметил доктор Бернштейн. — Не вся опухоль сразу реагирует на лечение. И не в один момент клетка погибает. Зачастую нужно несколько циклов деления клетки, чтобы эти повреждения в ДНК проявили себя и клетки погибли».
Доктор рассказал, что полностью уничтожить большие массы опухоли с помощью лучевой терапии не представляется возможным. Но можно их значительно уменьшить, а после этого провести операцию. Например, при лечении саркомы может потребоваться серьезная операция. Но за счет применения предоперационной лучевой терапии опухоль может быть переведена в более операбельный вид. Хирург может провести операцию с меньшей травмой — и больной выздоравливает.
Длительность сеанса лучевой терапии зависит от размера поля облучения и сложности конфигурации полей, - от 3-4 минут до 10-15.
В старых аппаратах опухоль получала облучение с двух полей — переднего и заднего. При этом здоровая ткань, которая располагается между кожей и целью, получала дозу облучения. При двух полях это 50% с одной стороны и 50% с другой. Но линейные ускорители дают возможность запланировать 10-12 полей облучения, при этом процент, полученный здоровой тканью, будет намного меньше, при той же концентрации в главной цели. Таким образом можно подвести максимальную дозу на опухоль и сберечь окружающие здоровые ткани.
Цви Бернштейн рассказал и о том, как планируется облучение, и как проходит подготовка: «Это многоступенчатый процесс. Все начинается с решения мультидисциплинарного консилиума, в котором участвуют врачи разных специальностей, включая хирургов, онкологов, радиологов, патологов — нужна ли лучевая терапия в данном случае, на каком этапе она будет применяться во время комплексного лечения. Лучевой терапией занимается целая команда специалистов — лучевые терапевты, физики, дозиметристы, инженеры и лаборанты, которые проводят лечение. Мы знаем дозы, которые необходимы в каждом конкретном случае, чтобы излечить эту опухоль. Мы знаем дозы, которые можно дать на органы риска, чтобы не возникли серьезные функциональные изменения».