Важность психолога в лечении и выздоровлении

«Рак — не приговор» — эта фраза звучит часто и кажется уже привычной. В действительности,  рак уже давно не приговор, а болезнь, с которой врачи и пациенты борются вместе. Каждый день мы видим людей, которые не просто выполняют назначения докторов, а подключают волю, активизируют  свои силы и ресурсы. В LISOD у пациентов для этого есть хорошие помощники — психологи, работающие в одной команде с онкологами, хирургами, радиологами и химиотерапевтами. Психологическую поддержку наши пациенты получают на всех этапах лечения и после его окончания во время реабилитации.

Именно теме онкопсихологии была посвящена «Школа пациентов». В мероприятии приняла участие психолог LISOD Ия Слабинская. Опытный специалист рассказала слушателям о различных подходах и методах работы с людьми, которые проходят лечение от рака.

С Ией Слабинской  мы говорили о роли психолога в онкологическом центре.

В чем заключается работа онкопсихолога?

В первую очередь, мы помогаем пациентам принять свой диагноз, приспособиться к изменившимся условиям жизни, к новому режиму, связанному с лечением. Обучаем специальным навыкам и техникам для преодоления стресса, тревожных и навязчивых мыслей. Помогаем пациентам справиться с теми негативными чувствами и состояниями, которые возникают во время лечения; учим распознавать их, не бояться, уметь совладать с ними. Вместе с пациентами ищем пути решения  насущных проблем (семейных, бытовых), которые связаны с диагнозом, и рассматриваем различные стратегии и варианты решения.

Оказываем помощь в преодолении психологического барьера и дискомфорта, который может возникнуть из-за изменений во внешности на всех этапах лечения, например возможного выпадения волос  во время химиотерапии или изменений в теле после хирургических операций. Мы работаем со страхом рецидива — страхом, который преследует многих пациентов и не дает вернуться полноценно к обычной жизни после лечения. Также помогаем адаптироваться после окончания лечения,  мотивируем человека находить новый смысл и цель в жизни.

Но вы не можете решить за пациента его проблемы.

Мы оказываем психологическую поддержку, обучаем доступным техникам и методам саморегуляции, помогаем мобилизировать  силы и находить ресурсы  для того, чтобы человек смог справиться с непростыми чувствами и состояниями, которые возникают у него во время лечения и реабилитации.  Ведь наша совместная с пациентом цель — это повышение качества  жизни во всех ее проявлениях.

На ваш взгляд, что важно для психолога, работающего в онкологии?

Специалист, который работает с онкологическими пациентами, должен быть в курсе современных методов диагностики и лечения рака, должен быть знаком с особенностями процесса лечения у каждого своего пациента, должен знать, какие побочные явления могут возникать в ходе терапии. Эти знания необходимы всем онкопсихологам, так как они работают в мультидисциплинарной команде и должны действовать вместе с врачами «в унисон».

А как человеку понять, что с ним работает специалист, которому можно доверить сокровенное?

Профессионал никогда не будет держаться отстраненно, высокомерно и снисходительно по отношению к пациенту.  Сопереживание и активное слушание  —  это фундамент, на котором должны строиться наши доверительные отношения.  Хороший психолог ни в коем случае не будет обесценивать  любые чувства и переживания пациента, будет стараться понять и вникнуть во все, что происходит в его душе.

Но у вас тоже есть свои чувства и эмоции, а люди, с которыми вы работаете, очень разные.

Моя специализация действительно непростая,  но это часть моей работы — эффективно справляться со всеми состояниями, которые могут возникать в ходе работы,  а не обвинять в возникновении этих состояний пациента.  Человек приходит к нам за помощью и поддержкой, поэтому мы должны быть готовы помочь, не забывая об этической стороне и заповеди «не навреди».  Для психологов самое важное — это  переживания людей, с которыми мы работаем во время сложного этапа в их жизни.  Ведь диагноз рак влияет на восприятие себя,  своего окружения, мира в целом. Для многих диагноз является еще и «лакмусовой бумагой», проявляющей то, что раньше было незаметно.  Поэтому очень важно, чтобы в такой момент рядом с пациентом был человек, который поможет ему узнать больше о себе, о людях, о мире, о том, каковы его настоящие цели, мечты, — узнать все то, что сможет дать желание, силы и энергию для выздоровления.

Другие новости