Не оставайтесь наедине с болезнью

 

Шок, растерянность и страх — первые ощущения человека, у которого диагностировали рак. «Почему я? За что это мне? Что дальше делать?» — мысли и эмоции накатывают, как цунами, и накрывают с головой. Все остальное становится серым фоном, далеким и размытым силуэтом. Все вокруг живут, как раньше, работают и отдыхают, строят планы, мечтают. А ты хочешь только одного — проснуться утром и понять, что это просто был плохой сон.

Когда проходит шок — приходит  отчаяние и страх. И в это время очень важно чувствовать  чью-то поддержку. Но как успокоить, какие слова для этого подобрать?

Что можно, а что не следует говорить человеку,  у которого диагностировали рак, как облегчить диалог между онкологическими пациентами и их родственниками и друзьями — об этом и многом другом мы поговорим с Ией Слабинской,  психологом Больницы израильской онкологии LISOD.

— Ия Эдуардовна, как помочь пациенту правильно воспринять диагноз?

Думаю, что нет ни одного человека, который бы спокойно встретился с этой новостью.    И это понятно.  В нашем обществе диагноз «рак» часто воспринимается как приговор.  К страхам за свое будущее и будущее близких прибавляется  страх  финансово не потянуть лечение: как я буду лечиться, где я буду брать деньги? В первые несколько дней после оглашения диагноза любой человек, даже очень сильный духом, может пребывать в угнетенном состоянии. В этот момент очень важно, чтобы рядом был кто-то из близких, кто бы не позволил замкнуться  и  зациклиться  на этой новости,  помог бы ее пережить вместе и мотивировал к поиску решений неожиданно возникших проблем. 

  Пациенты часто спрашивают – стоит ли рассказывать о своем диагнозе другим людям и если стоит, то кому? 

На первый взгляд, вопрос не сложный. Конечно, мы всегда советуем, чтобы человек, которому установлен   онкологический диагноз, не оставался с ним наедине. Очень хорошо, когда об этом узнают родные и близкие, друзья и приятели, которые смогут оказать поддержку, финансовую помощь и просто будут рядом. Вместе с тем нужно быть готовым и к тому, что найдутся  люди, которые будут давать несуразные советы касательно лечения, или выдумывать свою личную версию причины возникновения онкологии, которая может быть откровенно нелепой и травмирующей для пациента.  Поэтому круг людей, которым нужно знать о болезни, человек должен определять сам, при этом этот круг всегда можно расширить в зависимости от личных потребностей, ресурсов пациента  и этапов лечения.  Бывает и так, что человек   не хочет рассказывать о своей болезни кому-то из близких, например, престарелой маме с больным сердцем, переживая, что эта новость будет для нее сильным ударом и ухудшит ее самочувствие.   Говорить или не говорить о диагнозе окружающим – это  право и выбор самого пациента.  Но важно  помнить о том, что всегда есть места, где можно получить поддержку, совет и внимание к своим проблемам. Это может быть и работа с психологом и участие в жизни  пациентских сообществ, которых сейчас довольно много,  закрытых и открытых, общеукраинских или разделенных территориально. Это и участие в  работе групп поддержки, в специальных мероприятиях  для тех, кто проходит лечение.  Это те места, где   можно  открыто поделиться своими переживаниями и  радостями, получить совет и поддержку, познакомиться с другими пациентами и понять, что на этом пути ты не один. 

— Когда у человека обнаружили рак, у близких людей возникает много чувств и вопросов: как и чем помочь? На чем сосредоточиться в первую очередь? Как справиться самим и стать опорой близкому человеку? Надо ли вообще что-то делать и, если надо, то как?

Родные также могут испытать страх и шок, узнав новость о диагнозе. И это вполне понятно.  Хорошо, если в окружении  будет человек, который  мыслит  холодно и рационально  и сможет активизировать пациента. В любом случае - родным, близким или друзьям нужно помочь  собрать для него максимум достоверной информации о диагностике и  лечении заболевания, посодействовать в организации получения консультаций у нескольких специалистов.  И у пациента и у его окружения может быть большой страх неопределенности будущего. Но поверьте моему опыту -  как только появляется реальная «дорожная карта» лечения, этот страх начинает снижаться и человек постепенно адаптируется к новым в его жизни обстоятельствам.

— Что нельзя, а что можно говорить больному человеку?

Пациенту важно, чтобы его выслушали и поняли его переживания.  Первый разговор о болезни всегда может быть очень сложным.  В таких случаях, в голове обычно крутится набор расхожих  фраз, которые часто звучат в таких ситуациях.

Например,  «Держись» .  У человека, которому только что поставили онкологический диагноз есть ощущение острой безнадежности и большого страха. А ему говорят - «держись». За что держаться? А теперь давайте сравним два посыла в этой ситуации: первый - просто привычное «держись», и второй - «вот моя рука (плечо). Держись ». Чувствуете разницу?

Или «Все будет хорошо» . Это, пожалуй, один из самых ненавистных посылов для пациентов.  Потому что он звучит как нежелание понять всю сложность ситуации, в которой оказался пациент. Наверняка что-то будет хорошо, а что-то нет. Не нужно  пустых  обещаний о том, чего никто не может знать. Значительно честнее, если пациенту скажут: «Будет сложно. Или - будет не просто. Но мы вместе пройдем этот путь. Я буду с тобой. »

Необходимо показать человеку, что вы понимаете его страх перед лечением, болезнью и даже страх перед смертью и сопереживаете ему. 

Не ограничивайтесь словами: «Позвони мне, если тебе что-то понадобится».   Предлагайте ту помощь, которую вы в силах оказать. 

Это может быть психологическая поддержка.  Просто быть рядом. Дать ощущение того, что человек не остался один на один со своей болезнью. Одна пациентка рассказывала, что когда она проходила  ряд диагностических  обследований  перед лечением, за дверями кабинетов стояла ее подруга. И это сопровождение значительно  придавало ей сил и подбадривало.  Это может быть помощь в быту. В простых домашних делах (уборка и приготовление пищи), покупках, организации транспортных перемещений (отвезти в больницу, забрать из больницы).  Или забрать детей из детского сада или школы, посидеть с ними в те дни, когда их мама будет занята лечением.  Это может помощь организационная. Например, в  сборе средств на лечение, организации специальных благотворительных мероприятий, создании в социальных сетях страниц помощи.

Что еще важно? Не допускать чрезмерной опеки пациента, чтобы он не чувствовал себя совершенно  беспомощным и не нужным. А в случае, если человек отказывается от помощи, не навязывать ее. Попробуйте через время предложить помощь снова. Возможно, в будущем необходимость в ней и возникнет.

Очень важно также сохранить социальную роль пациента.  Она должна оставаться  такой, как и до болезни.  Если у него есть желание, а  здоровье и условия труда позволяют, то не стоит отговаривать его  от возможности работать во время лечения. Вы вместе можете рассмотреть самые разные варианты продолжения активной деятельности, например,  сокращенный рабочий график, неполная неделя, удаленная работа.  Интересная работа или увлекательное хобби – это то, что позволит пациенту переключаться с болезни на другие сферы жизни и отвлекаться от разных негативных мыслей, которые возможны во время лечения.  Очень часто именно работа во время лечения является наилучшим антидепрессантом и стимулом побыстрее выздороветь.  Подключайте пациента, как и прежде, к решению семейных задач и проблем, советуйтесь с ним. Он не должен чувствовать, что остался «за бортом» активной жизни.

— А когда стоит обращаться за помощью к психологам? Это нужно только пациенту  или его родственникам также?

Очень часто пациенты не хотят рассказывать о своих переживаниях близким, чтобы лишний раз не травмировать их,  или когда они не уверены, что их поймут и смогут посоветовать что-то дельное.   Бывает и по-другому, когда близкие по тем или иным причинам стараются не задавать лишних вопросов.  Вокруг пациента  создается вакуум, в котором он начинает чувствовать себя еще хуже, так как остается один на один со своими проблемами.

Что касается близких, то они часто испытывают целый комплекс страхов – неопределенности, потери, вины.  И пытаются скрыть эти чувства от пациента, что, конечно, им зачастую не удается.  И таким образом они могут травмировать пациента еще больше.  Помощь психологов-профессионалов даст возможность разорвать этот замкнутый круг.  Не стоит накапливать чувства, чтобы потом взорваться. Помощь психолога может быть полезной на абсолютно любом этапе лечения.  Сама возможность выговориться в безопасной обстановке может быть очень терапевтической. Не говоря уже о том, что психолог может научить методам и техникам совладания со стрессом, которые могут быть очень полезны как пациенту, так и его близким.

— Среди эмоций пациента на первое место часто выходит страх — страх сказать о диагнозе, страх, что не получится, не хватит денег, страх рецидива. Можно ли научиться управлять страхами?

Страх страху рознь. Есть страхи, которыми можно научиться управлять.  А есть те, с которыми не нужно бороться.  Например, страх рецидива. С ним  нужно научиться жить.  И мы, психологи, сможем в этом помочь.

И в заключение нашей беседы я бы еще раз хотела подчеркнуть важность поддержки пациента близкими, родными, друзьями.   К сожалению, никто не застрахован от болезней и от плохих новостей. И  жизнь по-прежнему непредсказуема. Но  человечность, взаимопомощь и милосердие могут помочь выжить в самых сложных обстоятельствах. Сегодня нашему близкому человеку, другу, знакомому. А завтра - нам самим.

Другие новости